Последние новости »

Архив новостей


Саммит "Россия - ЕС": От иллюзий к вечным ценностям

21 фев 2011

Определение взаимных приоритетов стратегического развития газовой отрасли России и Европы, оценка последствий применения «Третьего энергетического пакета», поиски новых подходов к определению стоимости «голубого топлива». Эти и другие актуальные темы, как заявил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, станут предметом для обсуждения в ходе саммита «Россия — ЕС». В преддверии этой дискуссии участники и эксперты газового рынка обсудили эти вопросы в ходе круглого стола «Актуальные проблемы европейской энергетики», который состоялся 21 февраля в стенах «Газпрома».


Газ — не картошка

Долгосрочные контракты на протяжении многих десятилетий обеспечивали стабильность поставок газа в Европу. Однако в связи с кризисом цены на природный газ на европейских площадках резко пошли вниз, что стало причиной возникновения в Европейском Союзе оживленной дискуссии о возможности изменения проверенного многолетней практикой принципа ценообразования.

Так можно ли отказаться от долгосрочных контрактов и сформировать спотовый рынок газа на примере нефтяного?

Круглый стол «Актуальные проблемы европейской энергетики». Кристоф Вебер

Исторически долгосрочные контракты доказали свою эффективность, однако, по мнению профессора Дуйсбургского университета (Германия) Кристофа Вебера, спотовые контракты позволяют более оперативно приспосабливаться к изменчивым рыночным условиям.

Вместе с тем, как отметил генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, многие думают, что спотовый рынок — это синоним дешевого рынка газа. «Однако следует понимать, что спот — это просто другой принцип ценообразования, и вовсе не значит, что газ в этом случае будет дешевле», — отметил эксперт. Он напомнил, что в феврале на некоторых спотовых площадках в Европе спотовые цены на газ были выше, чем цены в долгосрочных контрактах. А сегодня в Баумгартене газ буквально на несколько долларов дешевле, чем газ, поставляемый по долгосрочным контрактам.


Директор Института проблем нефти и газа Российской академии наук Анатолий Дмитриевский напомнил, как менялось отношение ЕС к долгосрочным контрактам с течением времени. Так, в 1998 году была принята первая газовая директива Европейского парламента и совета Европы, которая провозгласила отказ от долгосрочных контрактов. Однако 5 лет спустя Европа вернулась к понимаю того, что без прежней системы функционирование газового рынка невозможно — в 2003 году вторая газовая директива вновь признала авторитет долгосрочных контрактов. И директива 2004 года подтвердила этот принцип. В чем же причина таких изменений во взглядах? По словам А. Дмитриевского, в большинстве своем разработчики первой газовой директивы рассматривали газ как обычный товар — огурцы, помидоры или картошку. «Но газ — не картошка, ведь для его транспортировки необходимо строительство газовых магистралей», — отметил он. «Невозможно так, на всякий случай, строить газопроводы и ждать, будет ли у меня покупатель на спотовом рынке», — добавил эксперт.

По мнению председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, волатильность рынка на споте — вещь чрезвычайно опасная для потребителя, ведь самое главное для него — это предсказуемость и надежность поставок.

Круглый стол «Актуальные проблемы европейской энергетики». Слева направо: Николай Никитин, Александр Медведев, Алексей Миллер и Евгений Копатько

В будущем доля продаж газа в Европе по спотовым ценам не превысит 15%, считает А. Миллер. Он отметил, что «газ не является классическим биржевым товаром таким, каким является нефть. И перспектив у газа стать классическим биржевым товаром, благодаря его физическим свойствам и условиям поставок и транспортировки, нет». Глава «Газпрома» напомнил, что зимой, когда спотовые цены на газ превышали цену долгосрочных контрактов «Газпрома», представители концерна в ходе переговоров с одним из европейских покупателей предложили подписать условия перехода на спотовые цены. Однако потребитель ответил на это отказом. «Все поднимают вопросы, когда спотовая цена значительно ниже цен в долгосрочных контрактах. Как только она приближается или тем более превышает ее, все вопросы сразу закрываются», — добавил глава «Газпрома».


Устаревшие нормы

Европейская газовая директива 2003 года помимо признания приоритета долгосрочных контрактов также утвердила необходимость освобождения газовых компаний от принципа доступа третьих лиц к системе газопроводов. Такое решение, как отметил А.Дмитриевский, объяснялось тем, что за прошедшие с принятия первого регулирующего документа годы строительство газотранспортных магистралей приостановилось.

Круглый стол «Актуальные проблемы европейской энергетики». Анатолий Дмитриевский

«Третий энергетический пакет», утвержденный в 2009 году, ввел режим разделения функций управления газопроводами при транспортировке от бизнеса, связанного с добычей и поставками природного газа. Таким образом, как отметил А.Дмитриевский, разработчики документа рассчитывали обеспечить конкуренцию на газовом рынке. Вместе с тем, заложенные в документе требования, по его мнению, нарушают главный принцип конкуренции — обеспечение эффективного возврата инвестиций. Ведь при создании независимых компаний, управляющих газотранспортными мощностями, возникает вопрос — насколько эффективно они смогут управлять этими объектами?

Как отметил А.Миллер, «Третий энергетический пакет», который идеологически направлен на поддержку возобновляемых источников энергии, сегодня, в посткризисный период, морально устарел. «Если несколько лет назад ЕС мог себе позволить осуществлять субсидии в возобновляемые источники энергии в большом объеме, то сейчас ситуация изменилась, и объем субсидий резко сокращается», — сказал он.

Глава «Газпрома» также отметил, что реализация норм «Третьего энергопакета» приведет к снижению привлекательности инвестирования в газотранспортные мощности.

Круглый стол «Актуальные проблемы европейской энергетики». Владимир Фейгин

А по словам директора Института энергетики и финансов Владимира Фейгина, «Третий энергетический пакет» — это чрезвычайно сложный комплекс документов. «Это не документ прямого действия. Для реализации этой сложнейшей системы преобразований нужно сделать еще очень много», — считает он. И на принятие комплекса этих решений, как отметил В.Фейгин, по самым оптимистичным прогнозам уйдет не менее 4–5 лет.

Есть ли надежда на сланцевый газ?

Еще одной острой темой для дискуссии на газовом рынке за последние несколько лет стал сланцевый газ. На основании результатов работы США в этом направлении ЕС делает оптимистичные выводы о возможном снижении зависимости от трубопроводного газа. «Существуют иллюзии, с которыми очень сложно расстаться», — заметил в этой связи начальник Управления структурирования контрактов и ценообразования ООО «Газпром экспорт» Сергей Комлев. И сланцевый газ, по его словам, является одной из таких иллюзий.

Круглый стол «Актуальные проблемы европейской энергетики». Сергей Комлев

По его словам, себестоимость сланцевого газа за последние 5 лет составляла не менее $200 за тысячу кубометров или около $6 за млн BTU. Это на $2 за млн BTU выше, чем текущая цена на газ на Henry Hub. В этих условиях причиной выживания компаний по добыче сланцевого газа является использование механизмов хеджирования. «Однако анализ отчетности добывающих компаний, а также ситуации на форвардном рынке показывает, что все меньше компаний имеют возможность пользоваться этим инструментом», — отметил он. В этой связи С.Комлев заключил, что «пузырь сланцевого газа в ближайшее время должен лопнуть». При этом он отметил, что озвученная оценка запасов сланцевого газа на Украине в 2 трлн кубометров — это не доказанные запасы, а лишь ресурсы. Таким образом, сланцевый газ не сможет стать «палочкой-выручалочкой» для избавления Украины от так называемой зависимости от Российской Федерации.

Круглый стол «Актуальные проблемы европейской энергетики». Константин Симонов

Константин Симонов также отметил, что желание Европы одновременно получить дешевый природный газ и начать добычу сланцевого газа достаточно иллюзорно — ведь серьезные инвестиции в добычу сланцевого газа начались в конце 2005 года, когда цена газа на Henry Hub составляла $500 за тысячу кубометров. По словам эксперта, надо понимать, что добыча сланцевого газа, как и производство возобновляемых источников энергии, требует огромных инвестиций. «Весь вопрос в том, готов ли ЕС в непростых финансовых условиях, непростой ситуации с евро эти инвестиции делать», — заметил он.

Ситуация осложняется отсутствием единого видения динамики развития спроса и предложения на рынке газа, отмечают эксперты. «Прогнозы не просто корректируются — они переписываются как в Википедии», — сказал К.Симонов.

По словам В.Фейгина, энергетический бизнес, независимый консалтинг имеют реалистично оптимистический взгляд на рост роли газа в европейском энергобалансе. В то же время официальные структуры ЕС опираются на сценарии, в которых потребление газа в ЕС в перспективе снижается. При этом предполагается быстрое нарастание эффективности использования возобновляемых источников энергии. В то же время МЭА в мае-июне планирует публикацию специального обзора о «золотой эре» газа.

Как считает К.Симонов, в ситуации столь быстро меняющихся сценариев развития рынка существует возможность того, что европейцы, которые сейчас активно выступают за установление новых принципов ценообразования, через пару лет скажут, что погорячились.

А независимый украинский политолог Дмитрий Выдрин сравнил ситуацию с экспертной оценкой потребления газа с ситуацией, наблюдающейся на алкогольном рынке. По его словам, каждый год Европа прогнозирует резкое падение потребления алкоголя. Однако производители виски упорно наращивают свое производство. «Подобная ситуация наблюдается и с газовыми прогнозами — каждый год я слышу прогнозы падения спроса на газ. Мне даже кажется, что прогнозы по потреблению алкоголя и газа делают одни и те же люди», — пошутил он.


В поисках формулы счастья

Выстраивание отношений РФ и Украины — еще одна тема, ставшая предметом обсуждения участников круглого стола. Как должны строиться взаимоотношения РФ и Украины в новых экономических условиях? Где та формула счастья, которая будет приемлема для всех сторон треугольника «Россия, Украина, ЕС»?

Круглый стол «Актуальные проблемы европейской энергетики». Катрин Локателли

Как отметила научный сотрудник Лаборатории изучения экономических аспектов международной интеграции Института гуманитарных и социальных наук при Национальном центре научных исследований (Франция) Катрин Локателли, несмотря на существование различных сценариев развития рынка и прогнозов спроса на газ, РФ и Украина останутся важными игроками, обеспечивающими стабильность поставок газа в Европу. «Поэтому нужно определить такой формат отношений, который бы позволил обеспечить гибкость и конкуренцию, но при этом и безопасность», — считает она. По мнению эксперта, одним из вариантов, который позволил бы вывести отношения ЕС, РФ и Украины на новый уровень, мог бы стать обмен активами.

Как отметил Дмитрий Выдрин, для выстраивания взаимовыгодных отношений РФ и Украины нужно сделать последнюю союзницей России. А для этого она должна стать партнером РФ в добывающем сегменте, считает эксперт.

По словам начальника Управления по работе со странами ближнего зарубежья Департамента маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов ОАО «Газпром», генерального директора ООО «Газпром сбыт Украина» Анатолия Подмышальского, Россия и Украина взаимозависят друг от друга в сфере энергетических поставок — Украина остается важным транзитным звеном, обеспечивающим экспорт российского газа в Европу, и в то же время крупным импортером газа. При этом Украине требуются серьезные инвестиции в реконструкцию газотранспортной системы.

Алексей Миллер, в свою очередь, отметил, что взаимоприемлемой формой сотрудничества России и Украины может стать слияние «Газпрома» и «Нафтогаза Украины». В этом случае российский газовый концерн максимально загрузит газотранспортные мощности Украины, что приведет к росту доходов в бюджет страны.

В настоящее время уровень загрузки ГТС Украины составляет 95 млрд кубометров. Но при определенном уровне инвестирования в реконструкцию и модернизацию система может принять и 120–125 млрд кубометров. А при осуществлении значительных инвестиций в строительство компрессорных станций и лупингов, речь может идти и о 140 млрд кубометров, отметил А.Миллер.

Круглый стол «Актуальные проблемы европейской энергетики»

При этом даже при реализации проектов строительства новых газотранспортных мощностей проблемы с их недозагрузкой не будет, уверен он. Ведь к 2020 году потребление газа в Европе может вырасти на 130–140 млрд кубометров. Таким образом, «Газпром» объективно является приоритетным партнером Украины, отметил А.Миллер. Главное — не политизировать вопросы возможного сотрудничества, а рассматривать их только с точки зрения экономических и социальных выгод.

Единой формулы счастья эксперты в ходе круглого стола не выработали. Однако все они сошлись в главном — Россия и Украина нужны как друг другу, так и Европе. Саммит «Россия — ЕС» предоставит еще одну возможность для поиска взаимоприемлемого алгоритма сотрудничества трех стран, уверен А.Миллер. В ходе этого мероприятия, по его словам, России и ЕС могут подписать «дорожную карту» в газовой сфере до 2050 года, документ, который будет символизировать сближение позиций по ключевым вопросам.


ИСТОЧНИК: Газпром