Последние новости »

Архив новостей


ИСКОПАЕМЫЙ ИМПУЛЬС. УЧЕНЫЕ ПРИЗЫВАЮТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕФТЬ И ГАЗ ДЛЯ РАЗВИТИЯ.

24 окт 2014

К переходу от экспортно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию экономики страны призвал директор Института проблем нефти и газа (ИПНГ) РАН академик Анатолий Дмитриевский, выступая с докладом на недавнем заседании Президиума Российской академии наук. Он считает, что этот тезис должен стать центральной идеей “Энергетической стратегии России до 2035 года”. “Ученые РАН должны встать во главе процесса инновационной модернизации российской экономики”, - заявил А.Дмитриевский.

В сообщении “Ресурсно-инновационная стратегия развития экономики России” Анатолий Николаевич обосновал необходимость формирования длинных технологических цепочек при максимальном насыщении процессов нефте- и газодобычи отечественными инновационными технологиями, разработанными в последнее время.

В регионах, поставляющих основные объемы углеводородов, сегодня наблюдается резкое уменьшение доли активных запасов легкой маловязкой нефти и увеличение доли трудноизвлекаемых запасов, отметил докладчик. Снижается средний коэффициент нефтеотдачи как в отдельных регионах, так и в стране в целом. Эпоха месторождений-гигантов с уникальными запасами нефти и газа, эксплуатация которых началась в 60-70-е годы прошлого столетия, завершилась: стремительно истощаются запасы дешевого сеноманского газа Уренгойского, Ямбургского и Медвежьего месторождений в Западной Сибири. Концентрация нефтедобычи на крупных месторождениях с высокопродуктивными запасами привела к их значительному исчерпанию на глубинах до 3 км.

Если не будут срочно внедрены инновационные технологии нефтегазодобычи, то к 2020-2022 годам добыча нефти в стране может сократиться на 45-50 млн тонн. Из разработки будет выведена значительная часть месторождений-гигантов с запасами легкой маловязкой нефти, а увеличение доли низконапорного газа сделает менее эффективной и более дорогостоящей добычу сеноманского газа на месторождениях Западной Сибири.

Отметив, что прогнозируется снижение роста отечественного ВВП в несколько раз, А.Дмитриевский подчеркнул, что в этих условиях ученые должны сделать все возможное для коренного изменения ситуации. По его словам, разработкой инновационных технологий для нефтяной промышленности в последнее время заняты 28 академических институтов и им есть что предложить.

Академик уверен, что нефтегазовый комплекс имеет все необходимые возможности для реализации ресурсно-инновационной стратегии: он обладает крупнейшей в мире минерально-сырьевой базой, развитой инфраструктурой, квалифицированными кадрами, значительным инновационным потенциалом и характеризуется масштабным, быстрым и эффективным возвратом вложенных в него финансовых ресурсов.

Анатолий Дмитриевский обрисовал схему перехода от экспортно-сырьевого варианта к ресурсно-инновационному. По его мнению, нужно увеличить добычу нефти до уровней, необходимых не только для выполнения текущих государственных задач, но и для масштабной реализации передовых технологий. Это позволит поставлять на внутренний и внешний рынки не сырье, а высококачественную нефтегазохимическую продукцию и активизирует инновационные процессы и модернизацию сначала смежных, а затем и других отраслей экономики. Таким образом, появится возможность сконцентрировать финансовые ресурсы, прежде всего, на тех промышленных предприятиях, которые вовлечены в инновационные процессы. Подобный подход “обеспечит рациональную реиндустриализацию экономики России”, считает ученый.

Что конкретно предлагается?

Основой новой стратегии должны стать созданные учеными РАН высокие технологии, которые позволят восстановить эффективную добычу легкой маловязкой нефти обводненных месторождений, вступивших в позднюю стадию разработки, активизировать освоение трудноизвлекаемых запасов и нетрадиционных ресурсов нефти и газа, продлить “жизнь” крупных и гигантских месторождений и даже возродить старые регионы нефтегазодобычи. Ускорится также создание новых центров добычи углеводородов, внедрение импортозамещающих технологий, в значительной мере нейтрализующих санкции против нефтегазового комплекса России. Появится возможность реализовать технологии высоких переделов уникальных ресурсов газовых месторождений Восточной Сибири, ачимовской свиты Западной Сибири, матричной нефти Оренбургской области, обеспечивающие выход на внутренний и внешний рынки новой ценной и дефицитной нефтегазохимической продукции.

Анатолий Николаевич подчеркнул, что у нас есть немало высоких технологий, которые могут обеспечить увеличение степени извлечения углеводородов из недр. С их помощью можно не допустить падения добычи нефти, и даже увеличить ее. Академик рассказал о разработках, созданных учеными ИПНГ РАН вместе с коллегами-нефтяниками. Например, новый реагент “Темпоскрин-Люкс” помогает добывать легкую маловязкую нефть на обводненных месторождениях поздней стадии разработки, в недрах которых остается как минимум еще 50-60 процентов нефти. Применение нового реагента позволит в ближайшие шесть-семь лет получить 120 млн тонн легкой маловязкой нефти. Каждый рубль, затраченный на внедрение этой технологии, даст 58 рублей, сказал А.Дмитриевский.

Переход на рельсы ресурсно-инновационного развития экономики в значительной мере зависит от создания эффективной системы организации и управления инновационными преобразованиями в нефтегазовом комплексе. По мнению академика, для этого нужен целый ряд мер. Важно обеспечить государственную поддержку повсеместной реализации инновационных нефтегазовых технологий и разработку механизмов государственно-частного партнерства, преду-сматривающих финансирование важнейших проектов и контроль за их реализацией. Должна совершенствоваться налоговая система, поощряющая реализацию инновационных технологий. Еще одно условие - активное участие в реализации инновационных технологий нефтяных и газовых компаний. Кроме того, необходимо приоритетное финансирование фундаментальных и поисковых исследований, связанных с проектами, которые обеспечивают технологическую независимость нефтяной и газовой промышленности России, создание импортозамещающих технологий и высокую конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке. Последнюю задачу докладчик предлагает решить с помощью механизмов Российского научного фонда и Государственной программы “Развитие науки и технологий” в РФ.

“Сложная экономическая ситуация в стране обязывает нас действовать быстро, энергично и эффективно, - подчеркнул ученый. - Все изложенные предложения требуют внимания руководства страны, и многие из них можно решать только на уровне Президента Российской Федерации. Инновационные технологии, модернизация и реиндустриализация экономики приведут не только к системным изменениям в нефтегазовой отрасли, но и к положительным преобразованиям в экономике России”.

В обсуждении доклада приняли участие академики А.Бугаев, В.Фортов, А.Асеев, Р.Нигматулин, Д.Климов, Ю.Леонов, гендиректор Института энергетической стратегии В.Бушуев, президент Союза нефтегазопромышленников РФ Г.Шмаль и другие. В частности, Владимир Фортов отметил, что нефтяные концерны сегодня не слишком-то помогают ученым в их инновационных разработках, а некоторые выступавшие заявили о том, что есть владельцы нефтеразработок, которые не занимаются даже ремонтом и обновлением оборудования.

После заседания Президиума РАН я попросил Анатолия Дмитриевского подробнее обозначить, какие именно изменения требуются в системе налогообложения, какова схема перенаправления полученных денег профильным институтам и ученым для создания и развития технологий.

- Эти вопросы скоро будут вынесены на заседание специальной комиссии при Президенте РФ, сейчас они дорабатываются профессиональной командой специалистов, - ответил академик. - Если говорить коротко, то, в частности, предлагается снизить налоговые ставки тем компаниям, которые, внедрив инновации, получают не менее полутора-двух тысяч тонн дополнительной нефти со скважины. В мае прошлого года я делал доклад на эту тему на выездном заседании Научно-технического совета “Газпрома”, где и предложил, чтобы такая компания половину прибыли забирала себе, а из другой половины субсидировалась бы деятельность Фонда инновационного развития. Главе “Газпрома” Миллеру идея понравилась, и чуть позже в Томске он заявил, что компания увеличила субсидирование научных исследований до 1 млрд рублей.

Суть предлагаемой стратегии ресурсно-инновационного развития экономики России проста: надо вкладывать средства в те отрасли, которые могут дать быструю отдачу и направлять полученную прибыль на инновации, а значит, на модернизацию производства. Нефтегазовый комплекс для этого идеально подходит, он создает финансовую основу для развития других отраслей экономики. Без внедрения новых технологий далеко не уехать. А сырьем Россию Бог не обидел.

Андрей СУББОТИН


ИСТОЧНИК: Газета "ПОИСК", № 43 (2014)