Последние новости »

Архив новостей


Десять лет спустя

12 окт 2010

Европейское направление входит в приоритеты энергетической дипломатии России. Начавшийся по инициативе Евросоюза 10 лет назад процесс энергодиалога Россия–ЕС прошел сложный путь, но пока не привел к практическим результатам.

Европейское направление входит в приоритеты энергетической дипломатии России. Начавшийся по инициативе Евросоюза 10 лет назад процесс энергодиалога Россия–ЕС прошел сложный путь, но пока не привел к практическим результатам. Во второй половине ноября 2010 года в Брюсселе намечено проведение официальных мероприятий, в рамках которых будут обсуждены различные аспекты развития энергодиалога за 10 лет. Каковы интересы сторон и механизмы реализации этого процесса? Какие основные проблемы в самом процессе, а также в мире влияют на энергодиалог?


Интересы сторон

Основные экономические интересы ЕС в энергетическом сотрудничестве с Россией и странами СНГ сосредоточены на обеспечении доступа к ресурсно-сырьевой базе, участия в ее развитии, а также надежной транспортировки энергоресурсов на внутренний энергетический рынок ЕС. Это связано со стратегией ЕС, направленной на укрепление энергетической безопасности, расширение внешних источников поставок энергоресурсов, а также их диверсификацию в целях уменьшения зависимости от поставок из стран Персидского залива. Кроме того, развитие такого сотрудничества с Россией и странами СНГ будет способствовать укреплению политической стабильности на евро-азиатском пространстве, что соответствует долгосрочным интересам европейцев.

Внешнеэкономические интересы России в отношении энергетического сотрудничества с ЕС связаны с тем, что страны ЕС являются традиционным и емким рынком для ее энергоресурсов, а также поставщиком энергетического оборудования и технологий. Кроме того, ЕС обладает значительными финансовыми и технологическими возможностями, необходимыми для модернизации российского ТЭКа. В политическом плане развитие энергетического сотрудничества России и ЕС будет способствовать укреплению стабильности на континенте и развитию стратегического партнерства в других областях.

Механизмы энергетического сотрудничества начали формироваться по итогам саммита Россия–ЕС, прошедшего в Париже в октябре 2000 года. К 2010 году они включают в себя тематические группы, группу высокого уровня, а также Постоянный совет партнерства России и Евросоюза на уровне министров энергетики. Ежегодно готовятся обобщающие доклады о состоянии энергодиалога для представления на саммитах. Заявлено, что энергетическое сотрудничество нацелено на решение задач «дорожной карты» общего экономического пространства России и ЕС, связанных с устойчивостью, надежностью производства, транспортировки и потребления энергии, а также с вопросами энергоэффективности, энергосбережения, развития возобновляемых и альтернативных источников энергии. Следует отметить, что по инициативе руководства Еврокомиссии в 2002–2003 годах неформально прорабатывался вопрос о возможности создания энергетического сообщества Россия–ЕС.

В настоящее время механизм консультаций государственных институтов и бизнеса осуществляется в рамках трех тематических групп: по энергостратегиям, прогнозам и сценариям; развитию рынков и инфраструктуры; энергоэффективности. Для обеспечения взаимной энергетической безопасности стороны разработали основные элементы «механизма раннего предупреждения» (МРП) о возможных нарушениях функционирования энергетических систем. В ноябре 2009 года был подписан соответствующий меморандум, на базе которого этот механизм совершенствуется.

В связи с истечением срока действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), на развитие энергетических статей которого был нацелен энергодиалог, несколько лет проходят переговоры о новом базовом соглашении о стратегическом сотрудничестве России и ЕС в разных областях, в том числе в энергетической сфере.

По итогам саммита Россия–ЕС, прошедшего в мае с.г. в Ростове-на-Дону, было принято заявление о работе по проекту «Партнерство для модернизации», механизмами реализации которого будут отраслевые диалоги, включая энергодиалог, прежде всего в сфере энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии.

В настоящее время российские и европейские эксперты участвуют в разработке «дорожной карты» сотрудничества России и ЕС до 2050 года с упором на энергетическую безопасность.


Некоторые оценки процесса энергодиалога Россия–ЕС

На взгляд автора, который в качестве эксперта принимает участие в энергодиалоге с 2000 года, в целом этот процесс забуксовал и постепенно превратился в формальность. На практике диалог не развивается, а ряд реальных проектов реализуется на основе договоренностей между руководством России и ЕС, а также отдельных европейских стран вне рамок диалога. Оценивая основные проблемы, перспективы и реалии начиная с 2000 года, следует отметить следующее:

  • в последние годы по мере усиления интеграционных процессов в рамках Евросоюза наблюдается заметная активизация усилий по разработке и реализации единой энергетической политики как внутри ЕС, так и в отношении стран, не входящих в это объединение, а также международных организаций. В этой связи можно отметить принятие Европарламентом и Советом Европы в конце 2009 года третьего энергетического пакета. В то же время нет ясности в определении общих энергетических интересов ЕС в отношении России. Интересы отдельных стран различаются, что связано с особенностями обеспечения энергетической безопасности каждой из них. Крупные страны – члены Евросоюза, входящие в группу «большой восьмерки» (Франция, Великобритания, Германия и Италия), разрабатывают и проводят собственную внешнюю энергетическую политику исходя из национальных энергетических интересов, которые в немалой степени определяются особенностями их энергетических комплексов. Энергетическая дипломатия каждой страны из «европейской четверки» оказывает существенное влияние на мировую энергетическую политику и имеет свои особенности. Свои отличия имеет также внешняя энергетическая политика Бельгии и Нидерландов, Греции и Австрии, Польши и Чехии, а также других отдельных стран ЕС. Накоплен практический опыт двустороннего сотрудничества России со многими странами ЕС, а также в отношении взаимодействия с деловыми кругами. Использование этого опыта может иметь большое значение для энергодиалога между Москвой и Брюсселем;
  • вместе с тем свои коммерческие интересы имеют компании из стран ЕС, которые продолжают оставаться конкурентами. Это было заметно уже на первых этапах энергодиалога, когда европейцы столкнулись с трудностями при определении представителей деловых кругов со своей стороны для работы в тематических группах. В то же время в рамках энергодиалога не был создан механизм взаимодействия между бизнес-сообществами, который бы содействовал наполнению практическим содержанием энергетического сотрудничества между Россией и ЕС. Энергетическая секция в рамках российско-европейского круглого стола промышленников на практике оказалась малоэффективной;
  • заметно усилилась политизация энергодиалога, особенно после расширения ЕС до 27 членов. При этом особое рвение проявляют ряд стран Восточной Европы, которые стали выдвигать политические условия для развития энергодиалога, что существенно затрудняет реализацию на практике энергетического сотрудничества между Россией и ЕС;
  • газовые и нефтяные кризисы, возникшие в связи с прерыванием транзита в страны ЕС через территорию Белоруссии и Украины, благополучно преодоленные, тем не менее обнажили проблемы безопасности транспортировки российских углеводородов в ЕС;
  • создание Энергетического сообщества ЕС и ряда стран Восточной Европы, а также выход России из режима временного применения Договора к Энергетической хартии привлекают внимание к необходимости развития международно-правовой базы энергетического сотрудничества между Россией и ЕС;
  • в последние годы усилился азиатский вектор энергетической политики России, особенно в отношениях с КНР и Японией, что привносит свои нюансы в диалог России с ЕС;
  • проблемы правового статуса Каспийского моря, непростая ситуация в Центральной Азии, а также политическая напряженность вокруг Ирана и Ирака, затрудняя реализацию ряда энергетических проектов, оказывают сильное влияние на внешнюю энергетическую политику ЕС, в том числе в отношении России;
  • руководство России провозгласило основным приоритетом своей политики курс на модернизацию и технологическое развитие российской экономики с акцентом на ТЭК и наиболее энергоемкие отрасли, где главным вопросом является улучшение ситуации в области энергосбережения и энергоэффективности. При этом важное значение имеет развитие международного сотрудничества, особенно с ЕС и отдельными европейскими странами. В этой связи происходит адаптация энергодиалога для решения задач формируемого в рамках Общего экономического пространства партнерства для модернизации с учетом политики России по модернизации и технологическому развитию экономики.

Станислав Жизнин - доктор экономических наук, профессор МИЭП МГИМО(У) МИД России, президент Центра энергетической дипломатии и геополитики


ИСТОЧНИК: Портал Энергодиалог