Медиаархив


Академик Анатолий Дмитриевский: Подземные кладовые будущего

21 ноя 2012

Академик Анатолий Дмитриевский - крупнейший специалист в области нефтегазовой геологии, его имя хорошо известно и в нашей стране, и за рубежом. Один из авторов Энергетической стратегии России на период до 2030 года, ученый, много лет возглавляющий Институт проблем нефти и газа РАН, рассказал о том, какие регионы станут в ближайшие десятилетия формировать топливно-энергетический комплекс страны и как при этом будет возрастать роль "ТРАНСНЕФТИ".

- Анатолий Николаевич, Институт проблем нефти и газа имеет давние и тесные связи с РГУ им. И.М. Губкина – ведущим вузом по подготовке специалистов трубопроводной отрасли. Каким, на Ваш взгляд, должен быть сегодня подход к обучению студентов-трубопроводчиков, какими знаниями и умениями они должны обладать?

- На этот вопрос нет простого ответа. Сегодня бурными темпами внедряются новые технологии, меняется оборудование, появляются новые методы транспортировки нефти, газа, нефтепродуктов. Это в 1940-х годах построить трубопровод значило опустить трубу в траншею, засыпать, открыть задвижку – и нефть пошла... Но уже в 60-х ситуация изменилась. С открытием месторождений Западной Сибири потребовалась перекачка сырья в небывало больших объемах, причем на гигантские расстояния. Надо было в десятки раз повысить давление в трубе, решить вопросы ее плавучести, сохранности, охлаждения. Этому никто никого в вузах не учил – специалисты все постигали сами, путем проб и ошибок. И ведь придумывали, изобретали, находили верные технические решения.

В XXI веке важнейшей становится задача строительства трубопроводов на морском дне. Тут уже не до проб и ошибок – надо сразу все делать так, чтобы защитить трубу от любых очевидных и потенциальных угроз, ведь технические возможности ремонта будут чрезвычайно ограниченны. И вчерашние выпускники успешно проектируют, строят и эксплуатируют такие сооружения. О чем это говорит? О том, что как раньше советская, так и российская высшая школа сегодня успешно справляется с подготовкой инженеров для трубопроводного транспорта, дает им знания, благодаря которым они создают крупнейшие и самые сложные системы в мире.

- Вы участвуете в государственных экологических экспертизах нефтегазовых проектов. Доводилось ли оценивать планы «Транснефти»?

- С 80-х годов сотрудники института принимают участие в экспертизах всех крупнейших проектов, реализуемых в стране. Работаем мы и в рамках самих проектов. Недавно по договору с ОАО «Гипротрубопровод» разработали рекомендации по конструктивным решениям линейной части и свайным основаниям для нефтепровода Заполярье – Пурпе, подготовили предложения по мониторингу трассы во время и после строительства. Можно привести не один подобный пример.

- Пожалуйста, расскажите о новых разработках института.

- Изучив ресурсную базу заполярных районов России, мы пришли к выводу о принципиальной возможности строительства новой Полярной трубопроводной системы (ПТС), независимой от стран – транзитеров нефти и газа. ПТС Дудинка – Мурманск – это предполагаемый маршрут транспортировки углеводородного сырья, проходящий по суше параллельно трассе Северного морского пути (Енисейско-Анабарская, север Западно-Сибирской и Тимано-Печорской нефтегазоносных провинций).

"Изучив ресурсную базу заполярных районов России, мы пришли к выводу о принципиальной возможности строительства новой Полярной трубопроводной системы, независимой от стран – транзитеров нефти и газа."

Эти территории обладают большими разведанными запасами и, что еще важнее, огромными прогнозными ресурсами углеводородов. При этом будет целесообразно применить экономически эффективное технологическое решение по прокладке трех трубопроводов (для транспортировки нефти, газа и конденсата) в одном коридоре, а также по созданию общей инфраструктуры узлов добычи на суше и на море. Это позволит увязать интересы государства и действующих в регионе нефтяных компаний.

ПТС сделает северные акватории страны более защищенными от экологических катастроф, ведь риски, связанные с транспортировкой углеводородов танкерами в тяжелейшей обстановке Северного морского пути, намного выше, чем риски прокачки по ПТС до незамерзающего порта в Мурманске.

Создание Полярной трубопроводной системы обеспечит вовлечение в народнохозяйственный оборот огромных, мало освоенных пока природных богатств Крайнего Севера, ускорит развитие этих регионов, откроет новое независимое экспортное направление транспортировки в США и Европу.

- В институте создана лаборатория нефтегазоносности Восточной Сибири и Якутии. Эти регионы смогут когда-нибудь стать основной подземной кладовой страны? Пока эту роль выполняет Западная Сибирь...

- Восточно-Сибирский регион наиболее перспективен сегодня для формирования топливно-энергетического комплекса страны. Здесь уже открыты 65 месторождений нефти и газа. Среди них такие уникальные, как Юрубчено-Тохомское, Ковыктинское, Чаяндинское, Дулисьминское, Верхнечонское. Однако на темпы освоения огромных ресурсов пока негативно влияют их низкая разведанность, отсутствие инфраструктуры, значительные расстояния между месторождениями, местами потребления и переработки. Для обеспечения рентабельности проектов практически весь объем нефти и более половины газа необходимо реализовывать по мировым ценам.

Но освоение нефтегазового потенциала Восточной Сибири и Якутии сдерживает не только это. Немалую роль играет и сложность геологического строения месторождений Сибирской платформы. При относительно простой структуре распределение продуктивных и непродуктивных участков весьма мозаично. К тому же большинство крупных месторождений являются нефтегазоконденсатными, поэтому получение газа и конденсата будет зависеть от разработки нефтяной части залежи.

Словом, темпы превращения Восточной Сибири в основную подземную кладовую страны будут зависеть от состояния всего нефтегазодобывающего комплекса, а также связаны с большими рисками и огромными капиталовложениями. Это дело не одного десятилетия. Но, безусловно, эту работу надо вести, и роль «Транснефти» здесь огромна.

- Как бы Вы оценили значение трубопроводной системы ВСТО для экономики России?

Считаю проект весьма своевременным с экономической точки зрения. Хотя в предшествующие два десятилетия экономика КНР развивалась колоссальными темпами, не было полной ясности относительно модели ее энергообеспечения: будет ли страна ориентироваться на импортные энергоносители или предпочтет активнее разрабатывать собственные месторождения? АзиатскоТихоокеанский регион обладает колоссальными запасами углеводородных ресурсов, не вовлеченных в разработку, и, значит, конкуренция потенциальных поставщиков рынка Китая еще по-настоящему не развернулась. В этих условиях Россия, уже занявшая свою нишу, должна расширять присутствие в нефтяном, газовом и энергетическом секторах стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

- Как бы Вы охарактеризовали вклад ученых Российской академии наук в развитие инновационных технологий транспортировки нефти?

- Прежде всего надо отметить работу металлургов, которые успешно реализуют государственную программу по выпуску труб большого диаметра. Создано новое поколение сталей, я бы рискнул сказать «вечных».

Как показали исследования нашего института, самые частые аварии случаются на трубопроводах, находящихся в зонах геодинамической активности, напряженного состояния недр, в зонах разломов и т.д. Формированию стресс-коррозии и разрушению труб способствуют магнитные, электрические, тепловые аномалии, а также уровень технической подготовки нефти и газа к транспорту. Выделение зон и участков, на которых происходят регулярные аварии, тщательный контроль за их состоянием, своевременная переизоляция, техническое перевооружение позволят увеличить нормативный срок службы половины трубопроводных систем на 12–15 лет, то есть до 45, а в некоторых случаях до 50 лет. Подобный подход позволит сэкономить многие десятки миллиардов рублей.

Беседовал Павел Кретов


ИСТОЧНИК: Журнал «Трубопроводный транспорт нефти», No 11,2012

Фото из архива Института проблем нефти и газа РАН