Медиаархив


ТЭК — синоним высоких технологий

01 янв 2011

Проблема подготовки высококвалифицированных специалистов — элиты современной промышленности, способной упрочить экономический потенциал России — основной лейтмотив интервью, которое дал журналу "Кто есть Кто в образовании и науке" выдающийся российский учёный, академик Анатолий Дмитриевский.


Подчас «креативность» — во вред

— Анатолий Николаевич, вашему перу принадлежит немало статей по проблемам совершенствования геологического образования. Какие факторы, на ваш взгляд, должны способствовать внедрению в систему высшей школы инновационных методик преподавания?

— Хотелось бы предостеречь от кампанейского подхода к внедрению в систему российской высшей школы достижений технологического прогресса, будь то новые программные продукты и техника, научные концепции и тем более методики преподавания. Обновление практической составляющей вузовских программ в соответствии с требованиями промышленности, обогащение их новыми технологиями и знаниями — процесс постоянный и естественный.

«Модернизация без головы» всегда опасна, это известно из опыта централизованной компьютеризации отечественных вузов на рубеже 1980–1990-х годов. Вычислительные центры оснащались устаревшими ЭВМ, выпускники же вынуждены были переучиваться на современные поколения программных средств самостоятельно. Этот провал 15–20-летней давности затронул и наш геологический факультет. Студенты получали прекрасные фундаментальные знания по нефтегазовой геологии, в том числе благодаря научно-исследовательской работе на базе лабораторий образовавшегося в те годы Института проблем нефти и газа. Однако они испытывали трудности, когда приходилось моделировать схему разработки месторождения на импортных программных продуктах, тем более не могли разрабатывать собственные схемы.

Университету нефти и газа им. И.М. Губкина удалось преодолеть отставание в новых компьютерных технологиях, когда был создан Попечительский Совет и расширились полномочия вузовских подразделений, в том числе и в вопросах обновления материально-технической базы. Каждый факультет и многие кафедры переоснастили «железом» и лицензионными программными средствами, отвечающими специфике специальности и изучаемых дисциплин. Постоянно проводятся научно-методические семинары по техническому оснащению профилирующих кафедр с участием руководителей и ведущих специалистов нефтяных компаний в городе Москве и предприятий на местах. Появилась новая форма сотрудничества: практически все профилирующие кафедры по инженерно-технологическим специальностям в последние несколько лет были полностью переоснащены при спонсорской поддержке ведущих отечественных компаний — ОАО «Газпром», «Транснефть», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть». В настоящее время у каждой из этих компаний есть своя «подшефная» кафедра в Губкинском университете. Здесь наряду с компьютерными технологиями всё больше используются учебные тренажёры, имитирующие процесс эксплуатации различных видов нефтегазопромыслового и трубопроводного оборудования, а также новый инструментарий для инженера-проектировщика. Сегодняшний выпускник РГУ нефти и газа, в отличие от своего коллеги двадцатилетней давности, не будет шокирован требованиями работодателей.


Засекреченные ноу-хау

— Насколько восприимчивы вузовские программы к результатам новейших научных исследований в нефтегазовой промышленности?

— Здесь, к счастью или к сожалению, многое зависит от специфики той подотрасли, для которой готовит специалистов кафедра или факультет. Нефтегазовая геология объективно является наименее капиталоёмкой подотраслью ТЭК по сравнению с освоением месторождений и строительством трубопроводных систем, но это имеет и обратную сторону: в геологоразведке быстрее, чем в других подотраслях ТЭК, обновляются информационные системы и базы, компьютерные технологии и программные продукты. Современный кандидат и доктор геолого-минералогических наук, чтобы сохраниться в профессии и выпускать востребованных специалистов, просто обязан быть исследователем и доводить до учащихся новые методы и результаты.

Подводные камни здесь, безусловно, есть, и связаны они с нашей хозяйственной практикой. Все вузы нефтегазового профиля активно ведут прикладные исследования по заказу нефтегазовых компаний, участие в которых повышает личный рейтинг учёного-исследователя; однако до студентов свежие разработки донести нельзя — засекречивается всё. Целый пласт научных результатов, в том числе, не связанных непосредственно с хозяйственной деятельностью предприятий, а подчас и действительно фундаментальных (!), так и остаётся служебным ноу-хау. Производственники наши, к тому же, не патентуют разработанные российскими учёными по их заказам научно-технические и технологические решения так, как это делают ведущие западные компании. Вот и получается, что одновременно с ограничением доступа студентов к новым знаниям, упрощённый и негибкий подход к управлению интеллектуальной собственностью приводит к недооценке интеллектуального капитала, которым располагают российские компании ТЭК.

Убеждён, нужно искать стратегические решения этой проблемы в области развития более современных форм защиты интеллектуальной собственности и распределения нагрузки по подготовке специалиста-нефтяника и специалиста-геолога между вузом и предприятием. Большинство студентов Губкинского университета обучаются по целевым договорам с предприятиями и компаниями отрасли. Такой студент, как правило, находит себе руководителя практики и дипломной работы из числа преподавателей-исследователей, работающих по тематике «родного» предприятия. Кроме этого, у Губкинского университета и Института проблем нефти и газа есть связи с другими научными школами геологов, многие из которых тоже проводят исследования для предприятий ТЭК — и среди таких специалистов также можно найти руководителя для дипломной и магистерской работы студента, обучающегося по целевому направлению. В целом, пред нашим коллективом не стоит задача массового тиражирования новых знаний в аудитории, гораздо важнее дать студенту качественную фундаментальную и общепрофессиональную подготовку, а также помочь самостоятельно сориентироваться в профессии и особенностях будущего места работы.


Губкинская школа литологов — лучшая научная школа

— Каких результатов удалось достичь, как повлиять на систему подготовки молодых специалистов за время существования вашей научной школы — «Нефтегазовой литологии»?

— Прежде всего, хотелось бы отметить, что наша научная школа в 2003 году была признана лучшей и получила грант Президента РФ. Нефтегазовая литология относится к фундаментальным дисциплинам, но не тем общеобразовательным, которые формируют личность и общую эрудицию будущего специалиста. Это одна из тех областей знания, качество преподавания которых задаёт уровень владения специальными дисциплинами практически на всех специальностях геологического факультета. Всё это определяет стратегию развития научного коллектива кафедры нефтегазовой литологии: мы приглашаем для преподавания литологических курсов учёных из разных научно-исследовательских центров. Пополняется коллектив кафедры и сотрудниками из числа наших аспирантов и магистрантов, это молодые люди, начавшие заниматься в студенческом литологическом, а точнее, петрографическом научном кружке ещё на младших курсах. Этот студенческий кружок был создан на кафедре в 1948 году.

Вообще же, в нефтегазовой геологии, как, может быть, ни в какой другой области знаний, сложно провести грань между стандартной работой и исследованиями, фундаментальной наукой и прикладной.

Одной из задач губкинской школы литологов стал поиск применения наших знаний для решения наиболее наукоёмких научно-практических задач для предприятий, что привело к формированию новых научно-педагогических коллективов. В недрах научной школы нефтегазовой литологии за последние два десятилетия были созданы несколько исследовательских центров, ориентированных на подготовку учёных высшей квалификации, а также базовая кафедра моделирования месторождений углеводородов, организованная совместно с Институтом проблем нефти и газа. Здесь получают дополнительные знания и навыки реальной научной работы и готовят магистерские и кандидатские диссертации те студенты, которые уже проявили склонность к исследовательской работе.

Так и по сей день, российские промысловые геологи проектируют схемы разработки месторождений на американских программных продуктах, использования которых требует от компаний Центральная Комиссия по разработке нефтяных месторождений при Министерстве природных ресурсов как необходимое условие утверждения государством проектов разработки недр. Но стоит ли нашим специалистам и впредь полагаться на заморский софт? Выпускникам Губкинского университета и других ведущих геологических и «компьютерных» альма-матер сегодня под силу создать отечественный программный продукт, лишённый многих дефектов и несогласований, например, в методиках подсчёта запасов отечественными и американскими специалистами. И такие разработки есть. Наша цель — добиться того, чтобы новые программные комплексы были сертифицированы в России наряду с импортными, способствовать их маркетингу и обновлению. В целом же, прикладное программное обеспечение — одна из тех областей, через которые происходит коммерциализация научной деятельности вузов во всём мире.

— Охарактеризуйте роль качественного высшего образования в реализации стратегии развития газовой промышленности России.

— ОАО «Газпром» ставит перед собой амбициозную задачу — стать одной из передовых, инновационных компаний мира и уверенно идёт к её решению. Газовая отрасль всегда была, в позитивном смысле, консервативной в вопросах обеспечения предприятий квалифицированными специалистами. Головная компания ОАО «Газпром» и её крупнейшие дочерние предприятия всегда выступали самыми активными попечителями Губкинского университета. Газовики спонсируют издание эксклюзивных учебных программ и пособий, проведение научно-практических конференций молодых специалистов по проблемам газовой промышленности. В отраслевую Генеральную схему развития газовой отрасли на период до 2030 года, основные параметры которой согласованы с энергетической Стратегией России, включён раздел, посвящённый развитию человеческого потенциала и кадровых ресурсов. ОАО «Газпром» разработал собственную кадровую стратегию, в которой Губкинскому университету и другим вузам нефтегазового профиля уделяется стратегическое значение.


«Инноватика» с иностранным прононсом

— Анатолий Николаевич, необходимо понять, как меняется роль высшей школы при подготовке кадров для отрасли, чтобы согласовать стратегию развития нефтегазового образования на будущее.

— Сегодня ОАО «Газпром» делает ставку на дополнительную профессиональную подготовку кадров и повышение квалификации специалистов собственными силами. Для этого существует Учебный центр в головном офисе компании и аналогичные центры на местах. Развивается система зарубежных стажировок специалистов-газовиков, прежде всего, в Германии. Но и в этих, сугубо внутренних формах подготовки и повышения квалификации специалистов, участвуют ведущие учёные Губкинского университета.

Конечно, РГУ нефти и газа ощущает конкуренцию со стороны большинства элитных вузов. Как успешная компания, «Газпром» притягивает к себе всё больше молодых специалистов из вузов всех направлений — от нанотехнологий до дипломатии и юриспруденции. Расширяется спектр высших учебных заведений, где газовики получают высшее образование. У РГУ нефти и газа в этих условиях появляется новая миссия: обеспечить качественную фундаментальную и профессиональную подготовку специалистов по традиционным нефтегазовым специальностям, включая второе высшее образование. А специализацией и адаптацией полученных в вузе знаний и навыков под требования конкретного рабочего места будут всё больше заниматься компании. Кстати, опыт «Газпрома» в формировании кадровых стратегий всё больше перенимают отечественные нефтяные компании.

— Каким Вам представляется путь модернизации высшей школы?

— Перспективным направлением развития высшего образования является формирование сети базовых кафедр, создаваемых совместно с ведущими научно-исследовательскими или научно-производственными организациями. Продолжится такая работа и в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. Достигнута предварительная договорённость о создании базовых кафедр в семи институтах Отделения наук о Земле Российской Академии наук, что означает подключение к образовательному процессу десятков ведущих учёных страны. Будущее научных школ Губкинского университета я вижу в том, чтобы развивать индивидуальный подход к обучению, специализации и междисциплинарной исследовательской работе студентов, особенно на старших курсах.

Сегодня в вузовские программы внедряются дисциплины, связанные с идеологией модернизации, с инновационным менеджментом или, как было сказано в одной из анкет Мин-образования, посвящённой оценке работы вуза, — «инноватикой». При всей важности таких курсов, стоит обратить внимание на их реальное наполнение. Известные мне учебники инновационного менеджмента грешат ссылками на опыт крупнейших западных высокотехнологичных компаний, чаще всего это рекламный материал, имеющий мало отношения к реальному управлению, созданию и внедрению новых технологий в промышленности. И, безусловно, преподавание инновационного менеджмента должно быть адаптировано к конкретным отраслям и технологиям — сейчас я таких учебных программ не вижу.


Наука — точка опоры специалиста-нефтяника

— Более 35 лет назад Вами создана комплексная отраслевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам нефтегазоносности Восточной Сибири. Есть ли здесь смычка с высшей школой?

— С целью широкого привлечения студентов к решению проблемы освоения недр Восточной Сибири и Якутии на базе лаборатории был создан студенческий научно-исследовательский центр «Восточная Сибирь» (СНИЦ — Восточная Сибирь), объединявший ежегодно более 100 студентов всех факультетов института. Участие студентов в работе центра способствует закреплению теоретических и практических знаний, развитию навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности, повышению качества подготовки специалистов, активизации и повышению эффективности студенческих научных исследований. Основными структурными подразделениями студенческого центра являются отделы, работающие по объектному принципу. Организация работы всех отделов, а также решение практических вопросов осуществляется студентом-директором СНИЦ. Научным руководителем центра «Восточной Сибири» долгие годы был кандидат геолого-минералогических наук, заведующий лабораторией Л.Н. Илюхин. Непосредственную научную координацию и организацию деятельности студенческого центра на протяжение многих лет осуществляли ассистент кафедры геологии С.А. Дмитриевский и младший научный сотрудник О.В. Постникова.

Справочно

Только за период с 1983 по 1986 год по тематике лаборатории было защищено более 100 дипломных и курсовых работ. В активе коллектива СНИЦ «Восточная Сибирь» — печатные работы, авторские свидетельства, изобретения, соавторство в научно-технических отчётах. Многие студенты являлись призёрами студенческих научных конференций, городских и всесоюзных конкурсов. Одним из важнейших направлений деятельности СНИЦ является работа над комплексными дипломными проектами.

Для обеспечения более эффективной работы предусматривается создание групп по математическому, техническому, аналитическому обеспечению из студентов младших курсов. Комплексная дипломная работа является завершённым научным исследованием.

Справочно

Результаты комплексного дипломного проекта «Геология северо-западного борта Вилюйской синеклизы, подсчёт запасов и проект разработки Средне-Тюнгского газоконденсатного месторождения» были внедрены в 1982 году в ПГО «Ленанефтегазгеология». В 1985–1986 и 1986–1987 учебных годах студентами СНИЦ были проведены комплексные геологические исследования Иреляхского и Маччобинского месторождений, которые завершились комплексным дипломным проектом «Комплексные геологические исследования природных резервуаров нефти и газа венд-кембрийских отложений Непско-Ботуобинской антеклизы на примере Иреляхского и Маччобинского месторождений и создание оптимальной системы их разработки».

Восточная Сибирь является основой расширения сырьевой базы нашей страны в рамках новой энергетической Стратегии до 2030 года. Многие научные и практические результаты, которые были получены нашей лабораторией, теперь легли и в текст Стратегии–2030, и в учебную литературу. Темы по изучению Восточной Сибири нередко выбирают для себя те студенты, кто собирается поступать в магистратуру, сделать карьеру учёного или эксперта. Ещё один контингент студентов, активно интересующийся новыми регионами нефтеи газодобычи: Восточной Сибирью, Дальним Востоком, а также исследованиями шельфа Арктики, — это ребята, стремящиеся получить место в иностранных компаниях, как сервисных, так и нефтегазовых. Я и мои коллеги убеждены, если в Россию приходят иностранные компании, как, например, «Бритиш Петролеум», то пусть в их российских «дочках» работают наши, российские выпускники.

— С вашим именем связана разработка научных основ и создание фундаментального базиса новых технологий нефтяной и газовой промышленности. Все эти достижения востребованы высшей школой?

— Давайте определимся, каков горизонт этой востребованности? Если говорить о перспективе 5–7 лет, то здесь самыми востребованными областями знаний будут промысловая геология и компьютерное моделирование разработки залежей нефти и газа, на которые ориентируются учебные программы. Но научно-педагогическому коллективу Губкинского университета следует оценивать перспективы того, какие направления геологической науки превратятся в рабочий инструмент специалиста лет через 15–20. К этим направлениям следует отнести исследования в области оценки влияния энергетики, динамики и дегазации Земли на процессы генезиса нефти и газа и формирование месторождений углеводородного сырья. Нами научно обоснована нефтегазоносность больших глубин на примере Астраханского карбонатного массива и доюрского комплекса Западной Сибири, установлено масштабное развитие природных карбонатно-органических полимеров, обеспечивающих формирование месторождений нового вида углеводородного сырья. Результаты научных исследований ИПНГ, в частности, позволили открыть три месторождения нефти и газа в пределах южной части Прикаспийской впадины, месторождение матричной нефти, объёмы которой превышают 2,5 млрд тонн, в пределах Оренбургского газоконденсатного месторождения. Кроме этого, созданы новые высокие технологии, обеспечивающие увеличение степени извлечения углеводородов из недр для обводнённых месторождений и трудноизвлекаемых запасов нефти;, а также технология, позволяющая продлить срок эксплуатации сеноманских залежей Уренгойского, Медвежьего и Ямбургского месторождений и повысить эффективность добычи низконапорного газа, запасы которого в Западной Сибири превышают 5 трлн м3. Научные исследования позволят обеспечить повышение эффективности диагностических работ по состоянию газотранспортной системы России общей протяженностью 160 тыс. км, что продлит срок службы 70% магистральных газопроводов в полтора раза — на 10–15 лет. Наука даёт возможность разработать в десятки раз более дешёвую и экологически безопасную технологию сепарации сероводорода и метана, что позволяет в 5–7 раз увеличить добычу газа на Астраханском газоконденсатном месторождении. Мы предлагаем процесс глубокой переработки высокомолекулярного сырья с целью получения ценных редких и редкоземельных металлов, углеродных нанотрубок, наносорбентов и композитных материалов нового поколения. Экспериментально установлена возможность замещения гидрата метана гидратом углекислого газа, что открывает новые возможности освоения газогидратных залежей, обоснованы новые подходы к геологическому и гидродинамическому моделированию месторождений нефти и газа и к созданию адаптированных к реальным условиям программных продуктов.


Россия должна стать энергетической сверхдержавой

— Вы сторонник идеи устойчивого развития России на основе повышения роли энергетики. Способствует ли система подготовки кадров формированию специалистов, готовых выполнять эту задачу, совершенствуя энергетическую стратегию России, решая проблемы развития нефтегазового комплекса страны, а также заботясь об её энергетической безопасности?

— Пути выхода из кризиса, в котором сегодня оказалась экономика и России, и Запада, выход на долгосрочное устойчивое развитие экономики всё больше связывается с переходом на инновационный путь развития. Это означает, что происходит коренное переосмысление таких понятий, как национальное богатство, прогресс и благополучие общества. Современные знания всё больше выступают в качестве производительной силы — это одна из отличительных особенностей нового, шестого технологического уклада, или экономики знаний. Комплексными и более наукоёмкими становятся технологии и техника, применяемые в самом нефтегазовом комплексе. Этим трендам отвечает и политика модернизации экономики страны, объявленная Президентом нашей страны Д.А. Медведевым.

Ещё в начале 2000-х годов учёные Отделения Общественных Наук РАН разработали сценарий ресурсно-инновационного развития экономики страны в долгосрочной перспективе. Этот сценарий предполагает использование ресурсного потенциала страны и доходов от экспорта энергоносителей для технологического перевооружения отечественной экономики.

Задачи и роль в модернизации самого нефтегазового комплекса нуждаются в переосмыслении. России стоит не противопоставлять ТЭК высоким технологиям, а создавать новые, конкурентоспособные на мировом рынке технологии, прежде всего, для нефтегазового комплекса. Только так Россия обеспечит себе в XXI веке статус энергетической сверхдержавы.

Другое направление фундаментальных наук о Земле, непосредственно смыкающееся с практикой, — это использование в ТЭК новых технологических принципов, разрабатывавшихся для других отраслей (оборонной промышленности, ядерной физики, нанотехнологий) прежде всего, в области геофизических исследований и бурения скважин, новых технологий добычи, транспорта и переработки нефти и газа. Сегодня на этом направлении развернулась острая конкуренция между отечественными и зарубежными подрядчиками, как на внутреннем рынке России, так и на рынках стран, где отечественные компании участвуют в нефтегазовых проектах. Конкурентные преимущества российским компаниям способно обеспечить наличие фундаментальных научно-исследовательских школ, признанных зарубежными специалистами.

Много перспективных работ связано с разработкой средств интерпретации геолого-геофизических данных, анализом структуры запасов, моделированием условий залегания и извлечения углеводородов из продуктивных пластов. С ними тесно смыкается контроль за разработкой действующих месторождений, осуществляемый геофизическими и гидродинамическими методами. Это, по сути, «вечные» направления развития нефтегазовой науки, инструментарий которых постоянно совершенствуется по мере усложнения ресурсной базы.

Именно в области инструментария нефтедобычи следует ожидать немало прорывных исследований и новых научных результатов. Необходимо развитие таких научных направлений, как физическая и коллоидная химия, химия нефти, катализ, критические явления и фазовые переходы, создание новых программных средств и т.д. Здесь проявляется ещё одна особенность долгосрочного технологического развития нефтегазового комплекса: все предыдущие десятилетия отрасль развивалась, используя технологические принципы, открытые на рубеже XIX– XX веков. Конец месторождений «лёгкой» нефти — это сигнал к тому, чтобы модернизировать технологический базис отрасли. С позиций долгосрочной перспективы, Россия сегодня в самом начале этого пути.

У российских учёных существует направление, где мы являемся бесспорными лидерами, — это освоение месторождений газовых гидратов. В этом направлении следует ожидать пионерных разработок по всему комплексу работ — от поиска и разведки таких месторождений до создания оборудования конверсии добытой влажной смеси газов и их конверсии в синтетические жидкие топлива.

Называя эти направления, я знаю, что исследования по большинству их ведутся в стенах Губкинского университета и его институтов-партнёров. Именно наши учёные стали идеологами глобальной Системы мониторинга управления разработкой нефтяных и газовых месторождений, способной преодолеть ведомственную и корпоративную разобщённость.

В России работа над созданием корпоративных систем мониторинга началась нефтяными компаниями и ОАО «Газпром» с 1990-х годов. Нерешённой до конца остаётся проблема информационной и технологической безопасности при работе с зарубежными технологиями. Система глобального мониторинга работы нефтегазового комплекса должна стать эффективным инструментом государственного регулирования ТЭК в новых условиях.

Наконец, создание глобальной системы мониторинга состояния геологической среды с передачей измеренной информации через искусственные спутники Земли позволит формировать целостную систему мониторинга состояния недр, находящихся в разной степени изученности, координировать политику освоения углеводородных ресурсов в новых, рыночных условиях. Это и есть один из ключевых инструментов государственного контроля над нефтегазовым комплексом в долгосрочной перспективе, позволяющей государству аккумулировать информацию, критически важную для национальной безопасности России. И одновременно — объединить в совместной работе производственников, учёных, преподавателей и молодых специалистов.

Мария Кротова, доцент


ИСТОЧНИК: Кто есть Кто в образовании и науке, №1(7), 2011